​Одной любви недостаточно

12 февраля 2019

Выбрать детский сад для ребенка- это целое событие. Мы, родители, находимся сейчас в очень жестких условиях. В садах катастрофически не хватает мест. И если для Пскова или Рязани это не так актуально, то для Москвы и Питера это огромная проблема. Но мы, конечно же, делаем все возможное. Как только ребенок рождается, родители оформляют три основных документа- свидетельство о рождении, запрос на пособие по уходу и постановка в очередь на садик. Многие мамы еще во втором триместре с головой погружаются в литтлван и форумы своего города в поисках отзывов о садах.

И тут мы натыкаемся на очередную проблему. Нехватка профессионалов. Да, в садике может быть бассейн, лого занятия, изучение иностранного языка. Но рейтинг сада при этом болтается где то между двойкой и тройкой.

Проблема в том, что даже в самом хорошем, нафаршированном под завязку пособиями и игрушками саду, работают усталые женщины, которые понятия не имеют, как воспитывать и обучать детей. Часть из них окончила техникум, малая часть даже имеет диплом педагогического ВУЗа. Но только 3 из 10 воспитателей по настоящему любят свою работу, повышают уровень образования, работают с современными программами и следят за последними исследованиями в области педагогики и развития.

И вот эта уставшая воспитательница приходит в свою группу, открывает тетрадь с лекциями по педагогике младших классов за 1985 год и делает вид, что учит детей. 7 из 10 малышей действительно усвоят материал, но не благодаря педагогическому таланту воспитателя, а только из за высокой потребности детского мозга развиваться и усваивать новое. Гораздо больших результатов можно добиться, если ввести персонализированную подачу материала, разноуровневую сложность, оригинальную подачу и творческую составляющую. Нереально добиться этого от уставшей воспитательницы.

Зато она любит детей. Она заботлива, знает всех малышей по именам, дети к ней привязаны. И мы, родители, смиряемся. Пусть методы обучения помнят брови Брежнева, пусть учебные пособия не выдерживают критики, пусть поделки в садик из года в год мастерят родители (ведь детей просто не научили работать с материалом). Зато она любит детей. Да и вообще в садик попасть сложно. И надо сказать спасибо, что попали в тот, который всего в трех остановках от дома, а не на другом конце квартала. И огромное спасибо, что платим мы за садик гораздо меньше, чем Вальковы с третьего этажа. Правильно? Нет. Именно так и обесценивается образование.

Мы же стремимся дать нашим детям все самое лучшее. Так почему в случае с садиком мы готовы благодарить за минимальные удобства и закрывать глаза на очевидные недостатки? Детский сад это образовательное учреждение, там должны обучать. Обучать эффективно, индивидуально, по современным методикам (и да, метод Монтессори это лишь часть, а не единственная составляющая). Одной любви недостаточно. Можно быть хорошим человеком и очень любить детей, но быть отвратительным преподавателем. Закрывать на это глаза- значит лишать наших прекрасных, любознательных, талантливых и жадных до знаний детей как минимум трех лет эффективного дошкольного обучения.

Мы, как родители, можем и должны знать, кто учит в садах наших детей. Мы вправе требовать подтверждения квалификации воспитателей. Мы имеем право изучать и критиковать учебные планы и пособия. Мы можем и должны настаивать на эффективном обучении, которое раскроет потенциал наших детей. Если мы сами будем относиться к дошкольному образованию несерьезно, то в сады так и будут идти уставшие женщины, которые только и могут, что любить детей. Для любви есть родители. Задача воспитателя все- таки в другом.